Республиканское трёхстороннее соглашение

между правительством Республики Калмыкия, федерацией профсоюзов Калмыкии и ассоциацией «Региональное объединение работодателей Республики Калмыкия»

по регулированию социально-трудовых отношений на 2021-2023 годы

1. Приоритетные направления экономической политики

Стороны считают основной задачей на предстоящий период проведение активной политики по созданию благоприятных условий для устойчивого экономического роста, развитию предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня населения в Республике Калмыкия.

Система целеполагания формируется в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. ЛФ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и национальных проектов.

В целях реализации настоящего Соглашения Стороны обязуются:

1.1. Добиваться создания благоприятных условий для развития инновационной экономики, малого и среднего бизнеса, формирования среднего класса, укрепления финансово-экономического положения организаций, повышения их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

1.2. Осуществлять взаимодействие в рамках системы государственного стратегического планирования, в том числе Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 2024 годы, Стратегии социальноэкономического развития Республики Калмыкия на период до 2030 года, определяющей перспективные направления социально-экономического развития республики, с участием в установленном порядке в рамках своей компетенции в разработке стратегических документов социальноэкономического развития Республики Калмыкия.

1.3. Проводить консультации по основным показателям прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета Республики Калмыкия, а также предварительное обсуждение проектов нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, государственных программ по социальноэкономическим вопросам.

1.4. Рассматривать социальные аспекты проекта бюджета Республики Калмыкия на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений до его внесения в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия.

1.5. Содействовать созданию условий для поддержки местных товаропроизводителей, осуществлять меры, направленные на стабилизацию их финансового положения.

1.6. В установленном порядке взаимодействовать с Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также с соответствующими отраслевыми и территориальными комиссиями по вопросам социально-экономического развития республики.

1.7. Принимать меры:

по формированию условий для самореализации граждан, роста реальных доходов работников и уровня жизни населения, устранения причин бедности по развитию человеческого потенциала, как основного фактора экономического роста, поддержки инициатив по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала; по созданию высокопроизводительных рабочих мест.

1.8. Проводить консультации по основным направлениям государственной ценовой и тарифной политики на стадии их разработки, согласованной с динамикой денежных доходов населения и направленной на снижение уровня инфляции, с оценкой последствий повышения тарифов для населения и отдельных видов экономической деятельности и подготовкой предложений по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения.

1.9. Содействовать участию организаций и предприятий республики во Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности» и в иных конкурсах социальной направленности некоммерческого характера.

1.10. Обеспечивать соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнение условий соглашений и коллективных договоров.

1.11. Создавать благоприятные условия для развития молодежного инновационного предпринимательства.

1.12. Увеличивать туристический поток на территории Республики Калмыкия, повышать узнаваемость республики на российском и зарубежном туристских рынках, а также качество предоставляемых туристских услуг.

1.13. Сохранять и развивать сеть предприятий общественного питания, повышать качество и безопасность предоставляемых услуг, улучшать организацию питания работающего населения, обучающихся и социально незащищенных слоев населения.

1.14. Вырабатывать предложения, способствующие повышению конкурентоспособности экономики, совершенствованию налоговой и тарифной политики, в адрес федеральных органов государственной власти, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правительство обязуется:

1.15. Проводить структурные реформы и способствовать модернизации отраслей экономики, в том числе оказывающих социальные услуги.

1.16. Привлекать (по согласованию) представителей объединений работодателей и профсоюзов для работы в составе комиссий по осуществлению закупок в порядке и с учетом требований, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1.17. В соответствии с действующим законодательством предоставлять меры государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия.

1.18. В целях повышения экономической устойчивости организаций создавать условия для развития республиканской и межрегиональной кооперации производства.

1.19. Обеспечивать в установленном порядке:

взаимовыгодное сотрудничество Республики Калмыкия и частных партнеров по реализации социально значимых инфраструктурных, инвестиционных и иных проектов и программ, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства и профессионального образования; ведение эффективной бюджетной политики, направленной на рост и развитие человеческого потенциала; ведение эффективной налоговой политики, направленной на реализацию мер по повышению собираемости налогов и платежей в республиканский бюджет, проведение работы по совершенствованию налогообложения для малого и среднего бизнеса; содействие реализации программ импортозамещения и развития производственных отраслей экономики.

1.20. Организовывать проведение республиканских конкурсов инновационных проектов и мероприятий по государственной поддержке наиболее эффективных и значимых инновационных проектов в пределах средств, предусматриваемых бюджетом Республики Калмыкия.

1.21. Содействовать вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность.

1.22. Содействовать формированию деловых контактов субъектов малого и среднего предпринимательства.

1.23. Обеспечивать бесперебойность и рост качества жилищно-коммунальных услуг.

1.24. Проводить целенаправленную работу по созданию условий для системного роста качества и комфорта городской среды.

1.25. Создавать условия для эффективной защиты прав потребителей на территории Республики Калмыкия.

1.26. В соответствии с действующим законодательством предоставлять меры государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, а также предприятиям малого и среднего бизнеса в период пандемии и засухи.

Профсоюзы обязуются:

1.27. Способствовать повышению производительности труда на основе достижения достойной заработной платы, безопасных условий и охраны труда, непрерывного образования и повышения квалификации работников.

1.28. Разрабатывать совместно с работодателями меры поощрения работников за высокопроизводительный труд, способствовать соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.

1.29. Осуществлять контроль в соответствии с законодательством за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников, в том числе при ликвидации, реорганизации, приватизации или смене собственника, перепрофилировании или банкротстве организаций, при проведении мероприятий, связанных с внедрением профессиональных стандартов.

1.30. Проводить информационно-разъяснительную работу по созданию профсоюзных организаций в организациях малого и среднего предпринимательства с целью обеспечения социальной защиты работников через коллективно-договорные отношения.

1.31. Оказывать правовую и методическую помощь профсоюзным организациям, в том числе при изменении организационно-правовой формы, формы собственности организаций. РаботоДатели обязуются:

1.32 Участвовать в решении социально значимых задач и осуществлять предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.

1.33. Не реже двух раз в год информировать работников, их профсоюзные организации о выполнении коллективных договоров, соглашений, о результатах финансово-экономической деятельности и перспективах развития организации. Представлять Сторонам имеющуюся информацию о предстоящих изменениях: реорганизации, приватизации, смене собственника, перепрофилировании, банкротстве, сокращении или ликвидации организаций.

1.34. В ходе коллективно-договорной кампании обеспечивать выборным профсоюзным органам беспрепятственное получение информации по финансово-хозяйственной деятельности, социально-трудовым вопросам, за исключением информации, представляющей коммерческую тайну, в соответствии с федеральным законодательством.

1.35. Своевременно принимать меры по предупреждению банкротства предприятий, их финансовому оздоровлению, используя в полном объеме досудебные процедуры.

1.36 Привлекать выборный орган первичной профсоюзной организации к консультациям в связи с ухудшением финансового состояния предприятия, к выработке совместных мер по стабилизации ситуации и защите работников.

1.37Реализовывать мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов, рост производительности труда, обеспечивать внедрение инновационных технологий с использованием систем менеджмента качества.

1.38Способствовать привлечению частных, в том числе зарубежных, инвестиций в области предпринимательства и малого бизнеса.

1.39 Принимать меры по развитию республиканской и межрегиональной производственной кооперации.

1.40. Организовывать научно-технические семинары, выставки, рекламные кампании, презентации товаров и услуг республиканских организаций, коллективные экспозиции на выставках в Российской Федерации и за рубежом.

1.41. Принимать меры по недопущению задолженности по налогам и сборам, страховым взносам в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Обеспечение материального благосостояния населения

Стороны считают, что на предстоящий период главной целью социальной политики является создание условий направленных на реализацию комплекса мер, обеспечивающих: социальное благополучие населения республики, право работников на справедливое вознаграждение за труд, совершенствование политики денежных доходов населения, способствующей повышению платежеспособности населения как залога роста экономики, снижение уровня социального неравенства.

Стороны совместно:

2.1. Осуществляют последовательную политику, направленную на повышение реальной заработной платы, поддержание экономически оправданной и социально приемлемой дифференциации заработной платы работников с учетом уровня квалификации и объема работ, повышение доли работников с заработной платой выше прожиточного минимума трудоспособного населения.

2.2. Осуществляют постоянный контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в организациях всех форм собственности. Принимают меры по недопущению задолженности по заработной плате, отчислениям в фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и фонд социального страхования.

2.3. Рассматривают вопросы по:

изменению уровня тарифов на топливно-энергетические ресурсы, транспорт и жилищно-коммунальные услуги с учетом платежеспособности населения, защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации, формированию системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда.

2.4. Исходят из того, что регулирование порядка, размеров и условий определения выплат компенсационного характера работникам учреждений, в том числе выплаты за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, а также за выполнение работ в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 1 1 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П.

Правительство:

2.5. При формировании бюджета на очередной финансовый год:

учитывает Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, регионального и местных бюджетов, утверждаемые Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений; предусматривает средства на выплату заработной платы работникам государственных учреждений, работникам муниципальных учреждений, с учетом ее повышения в размерах и сроки, предусмотренные указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Калмыкия; обеспечивает индексацию расходов на оплату труда работников государственных учреждений не ниже уровня инфляции с учетом изменений федерального законодательства и финансовых возможностей республиканского бюджета.

2.6. Обеспечивает полное и своевременное:

финансовое обеспечение расходов на оплату труда работникам государственных учреждений, в том числе повышающих коэффициентов к заработной плате работников государственных учреждений за работу в пустынных и безводных местностях; перечисление органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия межбюджетных трансфертов, в составе которых учтены расходы на заработную плату работникам муниципальных учреждений.

2.7. Принимает меры по повышению уровня заработной платы работников бюджетной сферы и последовательному ее приближению к уровню средней заработной платы в целом по Республике Калмыкия в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 28 декабря 2012 г.

№ 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2.8. Устанавливает величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Калмыкия в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Калмыкия.

2.9. Проводит мониторинг заработной платы по видам экономической деятельности и бюджетной сферы, принимает конкретные меры в случаях ее задержки или невыплаты.

2.10. Обеспечивает индексацию расходов на оплату труда работников государственных учреждений не ниже уровня инфляции с учетом изменений федерального законодательства по минимальному размеру оплаты труда и финансовой возможности республиканского бюджета.

2.11. Осуществляет мониторинг программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.

2.12. Осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы.

2.13. Обеспечивает организацию и работу «горячих линий» для принятия обращений граждан о нарушении трудовых прав. Рекомендует органам местного самоуправления Республики Калмыкия обеспечить работу «горячих линий» для принятия обращений граждан о нарушении трудовых прав.

2.14. Совершенствует нормативную правовую базу по вопросам оплаты труда работников и руководителей государственных учреждений в целях повышения качества государственных услуг (выполнения работ) и соответствия уровня оплаты труда работников качеству и результатам их труда.

2.15. Осуществляет в пределах своих полномочий контроль за обеспечением работодателями гарантий по оплате труда, установленных соглашениями и коллективными договорами.

2.16. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Калмыкия, льготным категориям граждан.

2.17. Принимает меры, направленные на развитие системы оказания адресной социальной помощи в виде социального пособия и на основании социального контракта малоимущим гражданам.

2.18. Принимает программу мер по двукратному снижению уровня бедности в Республике Калмыкия.

2.19. При наличии финансовой возможности устанавливает выплаты компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, педагогическим и иным работникам образовательных организаций в случае их перевода на дистанционную работу по решению работодателя. Профсоюзы:

2.20. Проводят работу по созданию первичных профсоюзных организаций на предприятиях и в организациях республики для обеспечения защиты прав и интересов работников.

2.21. Взаимодействуют с государственными внебюджетными фондами в целях безусловной реализации прав граждан на социальные гарантии.

2.22. Обеспечивают меры по выполнению условий отраслевых соглашений по регулированию социально-трудовых отношений в организациях.

2.23. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения обязательств работодателя:

по повышению оплаты труда в связи с ростом стоимости жизни; по соблюдению сроков выплаты заработной платы и конкретному

механизму компенсации ее потерь в случае задержки выплаты по вине работодателя;

по развитию системы пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

2.24. Взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц в случае несоблюдения законов и иных нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда.

2.25. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.26. Добиваются:

устранения нарушений трудового законодательства, в том числе в вопросах оплаты труда, посредством деятельности комиссий по трудовым спорам, а также в судебном порядке; ухода от «теневых» схем оплаты труда в организациях.

2.27. Оказывают бесплатную консультационную помощь членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства, представляют их интересы при разрешении трудовых споров (конфликтов), в том числе в судах.

Правительство и Профсоюзы:

2.28. Обеспечивают проведение ежегодного мониторинга действующих отраслевых систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях Республики Калмыкия, а также (по мере необходимости) мониторинга их эффективности и по результатам его проведения принимают меры по совершенствованию систем оплаты труда посредством решений республиканской трехсторонней комиссии.

РаботоДатели:

2.29. Устанавливают соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством о труде системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования с учетом мнения представительного органа работников.

2.30. Выплачивают заработную плату работникам с периодичностью и в сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, коллективными и трудовыми договорами. Своевременно и в полном объеме перечисляют установленные действующим законодательством налоги и страховые взносы.

2.31. Не допускают:

применения «теневых» схем оплаты труда; нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование и т.д.) за счет снижения размеров основной заработной платы.

2.32. По запросам органа исполнительной власти Республики Калмыкия, к полномочиям которого относится вопрос регулирования оплаты труда, предоставляют сведения о размере, содержании и задолженности (если таковая имеется) заработной платы в организации.

2.33. При заключении территориальных, отраслевых соглашений, коллективных договоров предусматривают установление оптимального соотношения тарифной и надтарифной части в структуре заработной платы работников, долю фонда оплаты труда в объеме полученного дохода (прибыли), долю фонда оплаты труда в себестоимости продукции (услуг).

2.34. Обеспечивают условия для осуществления государственного надзора и контроля, общественного контроля профсоюзными органами за соблюдением требований законодательства и нормативных правовых актов о труде.

2.35. Обеспечивают в рамках коллективно-договорного регулирования индексацию заработной платы, в том числе выплаченной с нарушением сроков, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

2.36. Принимают меры в рамках коллективно-договорного регулирования по обеспечению соблюдения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных унитарных предприятий Республики Калмыкия и среднемесячной заработной платы работников таких предприятий, установленного нормативными правовыми актами Республики Калмыкия.

Работодатели и профсоюзы:

2.37. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах:

порядок индексации заработной платы работников в размере не ниже индекса роста потребительских цен, определяемого Управлением Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республики Калмыкия, при наличии финансовых средств; денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; дополнительные компенсации работникам, занятым на участках с вредными и опасными условиями труда, за работу в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу в размерах, не ниже установленных законодательством; минимальный размер оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

3. Развитие рынка труда и содействие занятости населения

Стороны считают, что проведение активной государственной политики занятости населения, осуществляемой путем подготовки и реализации федеральной и региональных программ содействия занятости населения, является одним из государственных приоритетов.

Стороны:

3.1. В целях реализации активной политики занятости, повышения уровня конкурентоспособности и мобильности трудовых ресурсов:

участвуют в реализации государственной программы «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 г. № 380, а также при необходимости в разработке и реализации мероприятий по стабилизации рынка труда; формируют систему прогнозирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на долгосрочную перспективу в региональном и профессионально квалификационном разрезах; устанавливают дополнительные социальные льготы для высвобождаемых работников, обеспечивают их опережающее обучение и содействие в трудоустройстве.

3.2. Принимают меры по обеспечению занятости населения в муниципальных образованиях Республики Калмыкия, уровень безработицы в которых значительно превышает среднереспубликанское значение.

З З. В случае предстоящего массового увольнения работников проводят взаимные консультации представителей сторон социального партнерства по вопросам занятости высвобождаемых работников. По итогам консультаций разрабатывают мероприятия, направленные на содействие занятости увольняемых работников.

3.4. Принимают меры, в том числе путем разработки и внесения предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих рынок труда и образовательную систему, по обеспечению первого рабочего места выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Правительство:

3.5. Обеспечивает модернизацию рынка труда с сохранением приоритета мероприятий государственной политики занятости населения.

3.6. Осуществляют разработку и реализацию государственных программ подготовки и переподготовки кадров по профессиям, востребованным на рынке труда Республики Калмыкия, формирование региональной системы развития профессиональных квалификаций в части нормативного обеспечения процессов внедрения системы профессиональных стандартов и сертификации профессиональных квалификаций.

3.7. Принимает меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на основе взаимодействия органов службы занятости населения и образовательных организаций республики.

3.8. Осуществляет мероприятия по содействию занятости населения, в том числе в части трудоустройства отдельных категорий граждан.

3.9. Реализует мероприятия, направленные на повышение уровня занятости инвалидов.

3.10. Разрабатывает меры по сокращению неформальной занятости.

3.11. Принимает меры, направленные на смягчение негативных социальных последствий высвобождения работников на предприятиях и организациях республики.

Профсоюзы:

3.12. Способствуют включению в соглашения и коллективные договоры мероприятий, направленных на увеличение числа эффективных рабочих мест, развитие внутрипроизводственного обучения персонала, повышение квалификации, прохождение сертификации квалификаций, активное опережающее и профессиональное обучение работников, подлежащих высвобождению.

3.13. Принимают участие в проведении мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организациях.

3.14. Осуществляют контроль в соответствии с законодательством за соблюдением прав работников, чьи должности подлежат приведению в соответствие с профессиональными стандартами.

3.15. Добиваются включения в соглашения и коллективные договоры обязательств по профессиональному обучению работников, чей уровень квалификации не соответствует требованиям профессиональных стандартов, за счет средств работодателя.

З. 16. Добиваются дополнительных компенсаций и льгот для молодых специалистов и работников, прошедших процедуру оценки и сертификации профессиональных квалификаций и получивших сертификат компетентности.

3.17. Предоставляют бесплатную юридическую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства в сфере занятости.

З. 18. Не допускают фактов дискриминации по половому, возрастному признакам, административного принуждения (сокращения, увольнения, отпуска без сохранения заработной платы).

Работодатели:

З. 19. Принимают меры по сохранению полной и стабильной занятости, созданию новых эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда, в том числе для женщин и молодежи.

3.20. Соблюдают нормы трудового законодательства при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников, введении режима неполной занятости работников, не допускают принуждения работников к отпускам без сохранения заработной платы, их увольнению по собственному желанию.

3.21. Информируют профсоюзы о предполагаемых структурных изменениях, полной или частичной приостановке производства и других действиях, влекущих за собой сокращение рабочих мест и ухудшение условий труда работников.

3.22. Учитывают мнение профсоюзов при привлечении и использовании иностранной рабочей силы.

3.23. Осуществляют использование иностранной рабочей силы на основе принципа приоритетности трудоустройства граждан Российской Федерации.

3.24. Осуществляют меры по созданию системы внутрипроизводственной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, обеспечивают непрерывное профессиональное развитие работников, в том числе на рабочих местах.

3.25. Принимают меры по предупреждению массового увольнения работников, а в случае его угрозы информируют органы службы занятости населения и профсоюзные организации не менее чем за три месяца.

3.26. Осуществляют взаимодействие с органами службы занятости населения на местах по предоставлению сведений о вакансиях.

3.27. Способствуют трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов, граждан с ограниченными возможностями здоровья.

3.28. Принимают меры по трудоустройству инвалидов в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 1 апреля 2011 г. № 262-IV-3 «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов».

3.29. Привлекают высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

3.30. Оказывают содействие в разработке и реализации мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке.

3.31. Предусматривают разработку и реализацию мер по предоставлению первого рабочего места и адаптации молодежи, впервые вышедшего на рынок труда.

4. Улучшения условий и охраны труда, экологическая безопасность

В целях проведения согласованной политики по созданию комфортных и безопасных условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего в процессе всей трудовой деятельности, повышения эффективности мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний:

Стороны:

4.1. Осуществляют меры по реализации подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Республике Калмыкия» государственной программы «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 г. № 380.

4.2. Проводят целенаправленную работу по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда.

4.3. Добиваются улучшения состояния охраны и условий труда на рабочих местах, снижения количества несчастных случаев со смертельным исходом, тяжелыми последствиями и групповых несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.4. Принимают меры по совершенствованию форм, методов обучения и проверки знаний руководителей, специалистов, профсоюзных работников и профсоюзного актива по вопросам охраны труда.

4.5. Содействуют реализации норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

4.6. Содействуют своевременному возмещению вреда, причиненного здоровью работника трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, на страховых принципах в соответствии с законодательством и на условиях коллективно-договорного регулирования.

4.7. Совершенствуют систему государственного управления охраной труда, обеспечивают повышение роли государственного, ведомственного и общественного контроля охраны труда.

4.8. Принимают меры по реализации Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в том числе направленные на активизацию деятельности работодателей в части использования средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

4.9. Обеспечивают взаимодействие по исполнению приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

4.10. Осуществляют информирование работников и населения о состоянии производственной и окружающей среды, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях.

4.11. Обеспечивают участие своих представителей в работе комиссий по охране труда в районных муниципальных образованиях и в г. Элиста Республики Калмыкия.

4.12. Организуют мероприятия по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда и экологической безопасности, а также по привлечению внимания к проблемам безопасности труда в рамках Всемирного дня охраны труда.

Правительство:

4.13. Обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда, осуществление государственного управления охраной труда на территории Республики Калмыкия.

4.14. Совершенствует систему государственного управления охраной труда.

4.15. Обеспечивает реализацию мероприятий подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Республике Калмыкия» государственной программы «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 г. № 380, и ее финансирование на соответствующий период.

4.16. Осуществляет координацию организации обучения охране труда и проверки знаний вопросов по охране труда на территории республики.

4.17. Обеспечивает осуществление государственной экспертизы условий труда в целях оценки:

качества проведения специальной оценки условий труда;

правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда.

4.18. В установленном законодательством порядке участвует в организации работы по контролю за деятельностью организаций, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения.

4.19. Организует проведение целевых совещаний, семинаров, выставок, смотров-конкурсов и других организационно-просветительских мероприятий по охране труда с привлечением исполнительных органов государственной власти Республики Калмыкия, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций, организаций, расположенных на территории республики.

4.20. Содействует обеспечению учредителями и работодателями бесплатного прохождения работниками государственных учреждений обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профсоюзы:

4.21. Повышают эффективность общественного контроля в соответствии с законодательством за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

4.22. Инициируют создание на паритетных началах комитетов (комиссий) по охране труда в организациях и повышают их роль в системе управления охраной труда.

4.23. Участвуют в организации обучения уполномоченных (доверенных) лиц и членов комитетов (комиссий) по охране труда.

4.24. Добиваются включения в соглашения и коллективные договоры обязательств, направленных на повышение уровня технической и экологической безопасности производств, проведение специальной оценки условий труда, сокращение рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, и других мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

4.25. Осуществляют проверки состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателями, предусмотренных соглашениями и коллективными договорами.

4.26. Содействуют реализации работодателями превентивных мер по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансируемых за счет средств социального страхования.

4.27. Защищают интересы работников (в том числе в судебных органах), пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, принимают участие в их расследовании.

4.28. Проводят в трудовых коллективах информационно-разъяснительную и консультационную работу по законодательству об охране труда и пропагандируют вопросы охраны труда в средствах массовой информации.

4.29. Обеспечивают обучение по вопросам специальной оценки условий труда в части изменений трудового и пенсионного законодательства представителей профсоюзов в комиссиях по специальной оценке условий труда, членов и руководителей первичных профсоюзных организаций.

4.30. Принимают участие в реализации мероприятий, направленных на сокращение рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

Работодатели:

4.31. Обеспечивают реализацию мер по соблюдению прав работников в сфере безопасности труда, снижению уровня производственного травматизма, сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

4.32. Обеспечивают выполнение государственных нормативных требований охраны труда. Организуют работу служб охраны труда, внедряют и совершенствуют систему управления охраной труда в организациях.

4.33. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах: проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, сокращению количества рабочих мест, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам и требованиям безопасности.

4.34. Создают условия уполномоченным (доверенным) лицам, а также членам комитетов (комиссий) по охране труда для осуществления их деятельности, организуют их обучение.

4.35. Проводят административно-общественный контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, Дни охраны труда с участием комитетов (комиссий) по охране труда.

4.36. Учитывают результаты работы по обеспечению требований охраны труда, профилактике производственного травматизма при рассмотрении мер материального и морального поощрения работников, а также применения к ним мер дисциплинарного воздействия.

4.37. Обеспечивают проведение обязательных предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

4.38. Обеспечивают в соответствии с установленными нормами приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию.

4.39. Обеспечивают расследование и учет несчастных случаев на производстве и случаев возникновения профессиональных заболеваний, включая представителей профсоюзных органов в состав соответствующих комиссий.

4.40. Разрабатывают мероприятия по охране труда (программы, планы, соглашения и др.) с объемом их финансирования в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

4.41. Реализуют мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе на внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

4.42. Конкретные размеры финансирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Правительство и работодатели:

4.43. Обеспечивают бесплатное прохождение работниками государственных учреждений обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Социальная защита работников и населения

Стороны считают необходимым обеспечить соблюдение прав граждан на социальную защиту и признают приоритетными следующие задачи:

5.1. Развитие эффективной и устойчивой системы обязательного социального страхования, повышение уровня социальной защиты работающих граждан, в том числе формирование полноценной системы защиты работников от социальных рисков на основе страховых принципов, и осуществление мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости всей системы обязательного социального страхования.

5.2. Подготовка предложений и содействие в разработке законов или иных нормативных актов (их экспертиза), предусматривающих:

развитие системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; реализацию действенных механизмов экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда; участие социальных партнеров в процедуре организации специальной оценки условий труда и в контроле за ее проведением на всех этапах; восстановление и развитие системы общественного питания для работников организаций.

5.3. Проведение консультаций и внесение предложений по вопросам:

модернизации системы здравоохранения в целом, а также системы обязательного медицинского страхования с учетом систематического контроля за развитием частного сектора здравоохранения в целях сохранения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи; совершенствования социального страхования и расчета пособий по временной нетрудоспособности; повышения качества жизни пенсионеров на основе реформы пенсионного страхования;

формирования корпоративных пенсионных систем; стимулирования участия работников и работодателей в формировании пенсионных накоплений в сфере добровольного негосударственного пенсионного страхования.

5.4. Обеспечение устойчивого финансирования жилищного строительства, создание эффективной системы обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем в рамках действующих жилищных программ, в том числе социальной ипотеки, предоставление жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством.

5.5. Принятие согласованных мер по ограничению опережающего роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с уровнем инфляции.

5.6. Проведение согласованной политики в области развития культуры, спорта, туризма, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социальнокультурных, санаторных объектов.

5.7. Распространение опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний.

5.8. Обеспечение сохранности, коммунального обслуживания и использования по назначению детских оздоровительных лагерей, дошкольных образовательных организаций, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе организаций.

5.9. Оказание содействия медицинским организациям в проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения (начиная с 21 года и далее с трехлетним интервалом) в части предоставления возможности для прохождения работниками обследований (консультаций) в медицинских организациях по месту жительства (прикрепления) работника.

5.10. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение доступности профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.

Совместное участие в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов, касающихся отдыха, оздоровления детей и молодежи, оздоровления работающих граждан, использования сети санаториев — профилакториев, учреждений санаторно-курортного лечения, в том числе в рамках долечивания (реабилитации).

5.11. Создание механизма доступного обеспечения санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков.

5.12. Реализация мер по ликвидации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Правительство:

5.13. Повышает адресность мер социальной поддержки малоимущих категорий населения.

5.14. Обеспечивает финансирование и организацию санаторно-курортного лечения работников бюджетной сферы и пенсионеров.

5.15. Обеспечивает гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи населению, в том числе инвалидам и другим категориям граждан, в соответствии с законодательством.

5.16. Осуществляет меры по предоставлению гарантированного государством перечня социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в соответствии с законодательством.

5.17. Участвует в соответствии с законодательством в государственном регулировании цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также тарифов на городской пассажирский транспорт общего пользования и пригородный транспорт, коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение и другие услуги для населения) с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

5.18. Обеспечивает компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии с законодательством Республики Калмыкия педагогическим работникам образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа); педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы в образовательных учреждениях сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет; педагогическим работникам, работающим в образовательных организациях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), находящихся на расстоянии не более 20 километров от городов, при условии занятости не менее 75 процентов нормы рабочего времени.

5.19. Обеспечивает компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в государственных учреждениях Республики Калмыкия; медицинским и фармацевтическим работникам, проживающих в сельских населенных пунктах, вышедших на пенсию, если общий стаж работы в государственных учреждениях Республики Калмыкия в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет.

Профсоюзы:

5.20. Предусматривают включение в отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры обязательств по поощрению лиц, ведущих здоровый образ жизни, работников без вредных привычек, в том числе отказавшихся от табакокурения, лиц, ответственных за проведение физкультурной работы в организациях, а также по выделению помещений для занятий физической культурой.

5.21. Добиваются выделения организациями необходимых средств на поддержку работающих, многодетных и неполных семей, инвалидов, бывших работников из числа пенсионеров, развитие физической культуры и спорта, оздоровление работников и их детей.

5.22. Добиваются закрепления в коллективных договорах обязательств работодателей, направленных на улучшение жилищных условий работников.

5.23. Принимают участие в разработке, согласовании и реализации социально направленных законов, других нормативных правовых актов, программ и т.д. на республиканском, отраслевом, муниципальном и локальном уровнях.

5.24. Обеспечивают контроль в соответствии с законодательством за своевременным и в полном объеме перечислением работодателями страховых взносов в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия и Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия.

5.25. Проводят информационную работу по разъяснению в трудовых коллективах основных положений реформы пенсионного законодательства.

5.26. Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения, в том числе работников бюджетных организаций.

5.27. Оказывают консультационную и правовую помощь по вопросам социальной защиты пенсионеров, инвалидов, женщин и детей.

Профсоюзы и РаботоДатели:

5.28. На условиях, установленных в соглашениях и коллективных договорах, предусматривают:

развитие дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного медицинского страхования работников; выделение средств для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурной работы; медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение с компенсацией его стоимости вышедшим на пенсию ветеранам организаций; предоставление адресной материальной помощи:

работникам, имеющим трудовой стаж от 10 лет и более, при достижении юбилейных дат; работникам (лицам, уволенным в связи с выходом на пенсию, имевшим трудовой стаж в организации от 10 лет и более) при организации похорон (в том числе обеспечение транспортом).

Работодатели:

5.29. Разрабатывают и реализуют социальные планы и программы, в том числе при наличии финансовой возможности в части негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного медицинского страхования.

5.30. Принимают меры по максимальному сохранению и использованию находящихся на балансе объектов социально-культурного назначения.

5.31. Учитывают мнение выборного профсоюзного органа при принятии решений об изменении подчиненности, передаче в аренду объектов социально-культурного назначения, изменении типа бюджетных учреждений.

5.32. Содействуют улучшению жилищных условий работников организаций. Предоставляют при наличии возможности льготные займы на уплату первоначального взноса или оплату части стоимости приобретаемого жилого помещения на условиях, установленных коллективным договором.

5.33. Принимают меры по обеспечению предоставления работникам возможности прохождения диспансеризации в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».

6. Социальная и правовая защита молодежи, укрепление семьи, забота о материнстве и детстве

Стороны:

6.1. Разрабатывают и реализуют систему мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов молодых граждан, женщин, детей. Участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем молодежи, материнства и детства.

6.2. Взаимодействуют с общественными, молодежными, женскими организациями и объединениями по проблемам молодежи, женщин, семьи и детей.

6.3. Способствуют улучшению положения женщин и молодежи на рынке труда Республики Калмыкия. Содействуют совершенствованию системы профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. Проводят согласованную политику по вопросу социально-трудовой адаптации молодежи.

6.4. Осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни и способствуют проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций и др.).

6.5. Способствуют привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных спортивных соревнованиях, а также проведению региональных спортивных соревнований среди молодежи по массовым видам спорта.

6.6. Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей. Способствуют решению жилищных проблем молодежи в соответствии с законодательством и на основе коллективно-договорного регулирования.

6.7. Содействуют формированию и развитию института наставничества в организациях всех форм собственности.

6.8. Создают условия для социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

6.9. Способствуют созданию и деятельности общественных, женских, молодежных организаций (комитетов, советов), комиссий по охране материнства и детства, по вопросам гендерного равенства в социально-трудовой сфере.

6.10. Способствуют поддержанию инфраструктуры учреждений семейного и детского отдыха.

6.11. Осуществляют в установленном порядке контроль за организацией отдыха детей в детских оздоровительных лагерях и студентов в лагерях отдыха.

6.12. Рассматривают на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы, касающиеся работы с молодежью и мер правовой и социальной защиты молодежи, женщин.

6.13. Способствуют установлению в коллективных договорах условий о предоставлении женщинам, имеющим детей в возрасте до 16 лет, еженедельно не менее 2 часов свободного времени или одного свободного дня в месяц с оплатой в размере не менее 50 процентов тарифной ставки (оклада).

6.14. Способствуют созданию и деятельности общественных организаций (комитетов, советов), комиссий по поддержке семьи и детей.

Правительство:

6.15.      Способствует осуществлению государственной финансовой поддержки молодых специалистов в бюджетной сфере в соответствии с законодательством.

6.16. Оказывает меры социальной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках действующих жилищных программ. Способствует эффективному трудоустройству безработной молодежи и женщин.

6.17. Содействует созданию условий для формирования здорового образа жизни, охраны здоровья, осуществления профилактики социально негативных явлений в молодежной среде.

6.18. Принимает программу организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, считая в качестве приоритетных направлений отдых в загородных оздоровительных лагерях, круглогодичных санаторнокурортных оздоровительных лагерях, санаторно-курортное лечение и оздоровление больных детей.

6.19. Совместно с муниципальными образованиями Республики Калмыкия принимает меры по сохранению и расширению сети дошкольных образовательных организаций, ликвидации очередности в детские сады, повышению охвата детей дошкольным образованием.

6.20. Предусматривает служебное жилье для медицинских работников, в первую очередь, для молодых специалистов.

Профсоюзы:

6.21. Принимают меры по защите трудовых прав и социальноэкономических интересов молодежи, женщин.

6.22. Вовлекают молодежь в ряды членов профсоюзов, способствуют созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи. В целях мотивации профсоюзного членства проводят конкурсы агитбригад.

6.23. Проводят обучение лидеров молодежного профсоюзного движения, молодых работников и студентов основам трудового законодательства, социального партнерства и другим социальноэкономическим вопросам.

6.24. Обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях при ведении переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров.

6.25. Способствуют через соглашения и коллективные договоры обеспечению гарантий и расширению прав молодежи и женщин на обучение, занятость, достойную заработную плату, участие в управлении производством.

6.26. Способствуют организации трудового соперничества среди молодежи. Проводят конкурсы «Лучший молодежный профсоюзный лидер», «Лучшая агитбригада», «Детский рисунок и плакат», конкурсы профессионального мастерства.

6.27. Создают в организациях советы (комиссии, комитеты) по работе с молодежью.

6.28. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи.

6.29. Участвуют в реализации Концепции гендерной политики Федерации Независимых Профсоюзов России. Обучают профсоюзные кадры основам тендерного подхода в социально-трудовых отношениях.

6.30. Способствуют реализации гендерного равенства в сфере оплаты труда, при приеме на работу, назначении на руководящие должности.

6.31. Содействуют членам профсоюза в приобретении санаторно-курортных путевок в профсоюзных санаториях Кавказских Минеральных вод, Черноморского побережья и Средней полосы России, сотрудничающих с ЗАО «СКО» ФНПР «Профкурорт», с 20-процентной скидкой. Скидка распространяется на члена профсоюза, его близких родственников (родители, жена / муж, дети) независимо от того, едет ли он один, с семьей или едут только члены семьи.

Работодатели:

6.32. Заключают при необходимости договоры о сотрудничестве с организациями профессионального образования в целях подготовки молодых рабочих и специалистов, организации прохождения производственной практики для обучающихся и студентов, стажировки педагогов и мастеров, предусматривающие в том числе обязательства по стимулированию инженерно-педагогического персонала и обучающихся в профильных организациях профессионального образования, участие в софинансировании развития материально-технического оснащения организаций профессионального образования.

6.33. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по работе с молодежью, в том числе меры, направленные на социальную защиту молодежи. При наличии финансовой возможности предусматривают единовременные денежные выплаты или иные меры стимулирования поступающих на работу впервые выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, возможность повышения квалификации и дальнейшего обучения, получения льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежных компенсаций на наем жилья и содержание детей в дошкольных образовательных организациях, оплату путевок в детские оздоровительные лагеря.

6.34. В целях привлечения, адаптации и закрепления молодых специалистов (рабочих) рассматривают возможность:

формирования и развития института наставничества с возможным установлением доплаты к окладу (тарифной ставке) наставника; проведения конкурсов профессионального мастерства «Лучший наставник молодежи».

6.35. Проводят Дни открытых дверей, экскурсии в организации с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.

6.36. Обеспечивают гендерное равенство в вопросах оплаты труда, назначения на руководящие должности, при приеме на работу. 6.37. Предусматривают в коллективных договорах меры:

по профессиональному росту работающих женщин, а также профессиональному обучению и переобучению женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе связанные с рождением и уходом за ребенком; по социальной защите женщин, беременных женщин в сфере предоставления безопасных условий труда, по снижению норм выработки (обслуживания) или переводу на другую работу, исключению воздействия неблагоприятных факторов производства, применению гибких графиков работы, сокращению рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы и др.

7. Развитие социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений

В целях обеспечения дальнейшего развития социального партнерства, направленного на регулирование социально-трудовых отношений, повышение эффективности соглашений, согласование интересов сторон социального партнерства Стороны:

7.1. Принимают совместное участие в разработке и (или) обсуждении законопроектов и других нормативных правовых актов социально-экономической направленности.

7.2. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при заключении соглашений и коллективных договоров и их уведомительной регистрации.

7.3. Способствуют развитию социального партнерства на уровне муниципальных образований Республики Калмыкия, деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и заключению территориальных соглашений.

7.4. Продолжают работу по вовлечению организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности в систему

социального партнерства.

7.5. Обеспечивают взаимодействие Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с соответствующими отраслевыми и территориальными комиссиями.

7.6. Содействуют расширению числа работодателей, являющихся членами регионального, отраслевых объединений работодателей, созданию и укреплению новых территориальных объединений работодателей, первичных профсоюзных организаций.

7.7. Проводят мониторинг деятельности всех звеньев системы социального партнерства за отчетный период и на его основе осуществляют комплекс мероприятий по упорядочению и совершенствованию региональной системы социального партнерства, обратив особое внимание на социальное партнерство на отраслевом уровне.

7.8. Принимают меры по предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров, содействуют созданию и деятельности в организациях комиссий по трудовым спорам.

7.9. Организуют коллективно-договорную кампанию в республике.

7.10. Предотвращают коллективные трудовые споры в организациях и участию в их разрешении в соответствии С законодательством Российской Федерации.

7.11. Не допускают социальную напряженность в организациях республики.

Принимают меры по соблюдению системы основных государственных гарантий по оплате труда работников учреждений, организаций, предприятий всех форм собственности.

Правительство: 7.12. Обеспечивает:

в установленном порядке деятельность Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; согласование проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения и других актов органов государственной власти в сфере труда с Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений для обсуждения и направления ее решений в соответствующие органы государственной власти; участие представителей Сторон в работе комиссий и рабочих групп по социально-трудовым вопросам на республиканском и отраслевом уровнях; согласование Сторонами проектов нормативных правовых актов, разработанных органами государственной власти Республики Калмыкии в сфере социально-трудовых отношений; в установленном законодательством порядке уведомительную регистрацию отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров организаций, осуществление контроля за их выполнением.

7.13. Информирует в установленном порядке Стороны по вопросам, касающимся социально-трудовых отношений.

7.14. Координирует вопросы развития социального партнерства в сфере труда на отраслевом и территориальном уровнях, оказывает содействие в создании необходимых условий для деятельности профсоюзов (объединений профсоюзов) на территории Республики Калмыкия.

7.15. Учитывает в качестве критериев оказания финансовой и иной поддержки организациям ситуацию по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение законодательства о труде, выполнение обязательств соглашений и коллективных договоров.

7.16. Проводит встречи с профсоюзным активом и работодателями Республики Калмыкия для консультирования и информирования по интересующим Стороны вопросам.

Профсоюзы:

7.17. Инициируют заключение республиканских, отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров. Способствуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании. Обеспечивают экспертизу проектов соглашений и коллективных договоров на соответствие их законодательству и соглашениям.

7.18. Организуют работу городских и районных отраслевых комитетов

(советов) профсоюзов, координационных советов организаций профсоюзов, первичных профсоюзных организаций по заключению отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров и контролю за их исполнением.

7.19. Принимают меры по укреплению и расширению кадров, занятых вопросами организации труда и социального партнерства на муниципальном уровне.

7.20. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов позащите трудовых прав и социальных гарантий.

7.21. Способствуют созданию в организациях комиссий по трудовым спорам и их эффективной деятельности.

7.22. Обеспечивают укрепление правовых служб на уровне республиканских отраслевых профсоюзных органов, координационных советов организаций профсоюзов и первичных профсоюзных организаций.

7.23. Оказывают правовую помощь в восстановлении нарушенных трудовых прав работников через обращения в комиссии по трудовым спорам, Государственную инспекцию труда в Республике Калмыкия, судебные органы и органы прокуратуры.

7.24. Способствуют заключению коллективных договоров, в том числе в организациях малого и среднего бизнеса.

7.25. Организуют на договорной основе обучение представителей социальных партнеров по вопросам правового регулирования социальнотрудовых отношений, основам организации взаимодействия сторон социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений.

7.26. Изучают и используют опыт профсоюзных организаций регионов Российской Федерации в сфере социального партнерства.

7.27. Обеспечивают ознакомление вновь принятых работников с коллективным договором, действующим в организации, отраслевым тарифным соглашением.

7.28. Информируют работников организаций Республики Калмыкия об изменениях законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Калмыкия в социально-трудовой сфере.

Работодатели:

7.29. Принимают меры по расширению числа работодателей, присоединившихся к настоящему Соглашению, регулярно рассматривают ход выполнения обязательств, принятых членами объединений работодателей. Оказывают организационно-методическую помощь по формированию объединений работодателей в муниципальных районах республики. О принимаемых мерах информируют Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

7.30. Рассматривают возможность участия в коллегиальных органах управления организациями всех форм собственности полномочных представителей работников.

7.31. Способствуют заключению соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности в рамках законодательства.

7.32. Создают условия для обеспечения уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях.

7.33. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации, и воспрепятствования в создании первичных профсоюзных организаций.

7.34. Предоставляют по запросу представителей работников необходимую информацию для заключения и подведения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений, за исключением информации, представляющей коммерческую тайну, в соответствии с федеральным законодательством.

7.35. Обеспечивают условия для осуществления государственного надзора и контроля, а также профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде. Не препятствуют инициативе работников по созданию (восстановлению) первичных профсоюзных организаций в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

7.36. Рассматривают возможность включения в соглашения и коллективные договоры обязательств:

о выделении средств на оплату труда освобожденным работникам профсоюзных органов; о предоставлении неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней времени для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднемесячной заработной платы.

7.37. Участвуют в продвижении и распространении лучшей практики российских и зарубежных компаний в сфере корпоративной социальной ответственности, этических стандартов бизнеса.

7.38. Представляют заключенные коллективные договоры на уведомительную регистрацию в соответствии с нормами трудового законодательства.

8. Порядок организации и контроля выполнения соглашения

Стороны:

8.1 Рассматривают не менее двух раз в год выполнение обязательств настоящего Соглашения на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ее рабочих групп, основываясь на изменении ситуации в экономике республики и информации, представленной Сторонами. Оценивают выполнение своих обязательств и эффективность социального партнерства согласно индикаторам, представленным в приложении к настоящему Соглашению.

8.2. Организуют освещение вопросов социального партнерства, хода выполнения настоящего Соглашения, работы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в республиканских и муниципальных средствах массовой информации, на официальных сайтах Сторон в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

9. Заключительные положения

9.1. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания Сторонами, распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2021 года, и действует до 31 декабря 2023 года.

9.2. Текст Соглашения публикуется в газете «Хальмг Унн», размещается на официальных сайтах Сторон в информационно-телекоммуникационный сети «Интернет».

9.3. Дополнения и изменения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

9.4. Действие настоящего Соглашения распространяется на:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего настоящее Соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения настоящего Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия настоящего Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим Соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего настоящее Соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить настоящее Соглашение либо присоединились к настоящему Соглашению после его заключения, а также не заявивших письменно об отказе присоединиться к настоящему Соглашению в течение 30 календарных дней со дня его официального опубликования; органы государственной власти Республики Калмыкия в пределах взятых ими на себя обязательств; всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в абзацах втором и третьем настоящего

профсоюзы, являющиеся членскими организациями Федерации профсоюзов Калмыкия.

9.5. В случае реорганизации или ликвидации Сторон настоящее Соглашение имеет силу на весь период, на который оно было заключено, и ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников.

9.6. Споры, возникающие между Сторонами в связи с толкованием и применением настоящего Соглашения, разрешаются путем взаимных консультаций и переговоров.

9.7. Контроль за исполнением условий настоящего Соглашения осуществляется непосредственно Сторонами и Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

9.8. Стороны в соответствии с законодательством и (или) со своими уставами несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, за нарушение или невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств по настоящему Соглашению, непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за исполнением настоящего Соглашения.

9.9. При невыполнении обязательств по настоящему Соглашению по причинам, признанным Сторонами уважительными, принимаются дополнительные согласованные меры по обеспечению выполнения этих обязательств.

9.10. Стороны договорились о проведении в III квартале 2023 года переговоров по заключению соглашения на последующий период или о возможном продлении срока действия настоящего Соглашения.

9.11. Настоящее Соглашение подписано в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны.



Прокрутить вверх