РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В соответствии с п. 7.4.1 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, на 2015–2017 гг., Минобрнауки России совместно с ЦС профсоюза разработаны Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
I. Общие положения
1. Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Рекомендации), разработаны в целях оказания содействия совершенствованию деятельности работодателей, органов, осуществляющих управление в сфере образования, по созданию безопасных условий образовательного процесса, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья работников и обучающихся.
2. Рекомендации разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015–2017 гг. и иными законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда и здоровья.
3. Система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — СУОТ), является неотъемлемой частью общей системы управления организацией и устанавливает:
— общие требования к созданию и функционированию системы управления охраной труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — организация);
— единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационно технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда и сохранение здоровья работников и обучающихся;
— основные направления деятельности по охране труда и здоровья;
— обязанности и ответственность в области охраны труда и безопасности образовательного процесса.
4. Основные понятия и определения, применяемые в Рекомендациях, приведены в Трудовом кодексе Российской Федерации и в иных нормативных правовых актах по охране труда.
II. Управление охраной труда в системе образования
5. Общее управление охраной труда в системе образования осуществляет федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, который обеспечивает:
— реализацию основных на- правлений государственной поли- тики в области охраны труда в сфере образования;
— участие в разработке и реализации целевых программ улучшения условий и охраны труда;
— разработку нормативных правовых актов по охране труда для организаций;
— разработку профилактических мер, направленных на создание безопасных условий образовательного процесса, охрану и укрепление здоровья работников и обучающихся;
— участие в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом), профессиональных заболеваний, произошедших в организациях;
— иные полномочия, предусмотренные трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, с учетом региональных особенностей.
6. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда осуществляется согласованными действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, которые обеспечивают:
— исполнение законов и иных нормативных правовых актов в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации;
— управление охраной труда;
— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
— координацию деятельности в области охраны труда, в том числе по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, проверки знаний ими требований охраны труда;
— участие в финансировании мероприятий по охране труда;
— иные полномочия в сфере управления охраной труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
7. Учредители (работодатели) государственных, муниципальных или частных организаций осуществляют управление в организации (включая управление охраной труда) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также в соответствии с настоящими Рекомендациями, стандартами безопасности труда по СУОТ.
III. Основные элементы управления охраной труда
8. Система управления охраной труда в организации характеризуется наличием основных элементов — концепции, целей и задач в области охраны труда.
9. Концепция охраны труда (далее — концепция) является самостоятельным документом (разделом документа) организации, содержащим основные направления деятельности и обязательства работодателя (руководителя организации). Концепция включает в себя следующие принципы и обязательства:
— соответствие основным направлениям государственной политики в области охраны труда;
— обеспечение безопасности и охраны здоровья работников и обучающихся;
— определение превентивных мер по защите работников и обучающихся от опасностей, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников на производстве; — соблюдение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; — реализацию мероприятий по улучшению условий, охраны труда коллективных договоров и соглашений по охране труда; — совершенствование функционирования СУОТ;
— осуществление мер поощрения работников за активное участие в управлении охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса. Проект концепции доводится до сведения работников и после согласования с выборным органом профсоюзной организации утверждается работодателем (руководителем) организации либо уполномоченным им лицом. Концепция, как правило, включается в раздел «Условия и охрана труда» коллективного договора, соглашения.
10. Цели и задачи в области охраны труда устанавливаются в соответствии с концепцией, с учетом типа, специфики и характера деятельности организации, уровня управления и степени обеспеченности необходимыми ресурсами. Работодатель совместно с профсоюзным комитетом постоянно актуализирует цели и задачи в области охраны труда.
11. Организация работ по охра- не труда в организации предусматривает:
— распределение обязанностей и ответственности в области охраны труда и безопасности образовательного процесса;
— создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда в штат организации;
— участие работников и их представителей в управлении охраной труда в части привлечения работников, а также их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации, предоставления условий для совершенствования СУОТ и создания, формирования и функционирования комитета (комиссии) по охране труда;
— наличие нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;
— передачу и обмен информацией по охране труда, включая получение и рассмотрение внешних и внутренних обращений (сообщений), их документальное оформление и подготовку ответов, а также рассмотрение предложений работников (их представителей).
12. В целях разработки мероприятий по улучшению условий и охраны труда, определения ресурсов, необходимых для реализации мероприятий, в организации осуществляется планирование деятельности по управлению охраной труда. Планирование основано на результатах информации, содержащей:
— требования законодательных и иных нормативных правовых актов;
— результаты специальной оценки условий труда, анализа производственного травматизма, травматизма обучающихся и профессиональной заболеваемости;
— предписания представителей органов государственного контроля и надзора, представления технических инспекторов труда профсоюза. Одним из основных документов в организации является план функционирования СУОТ, который включает:
— перечень мероприятий, направленных на улучшение условий, охраны труда и здоровья, снижение уровней профессиональных рисков;
— сроки реализации мероприятий и ответственных лиц;
— источник финансирования мероприятий.
План функционирования СУОТ формируется с учетом типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда.
13. Система мер ответственности и стимулирования работников, участвующих в разработке и реализации СУОТ, при осуществлении образовательного процесса предполагает:
— разработку, утверждение и согласование должностных инструкций по охране труда для руководителей и специалистов;
— установление ответственности, материального и морального стимулирования работников за активные действия по реализации СУОТ;
— формирование у работников мотивационного механизма безопасного поведения, развитие навыков предвидеть и предупреждать возникновение инцидентов.
14. В целях создания здоровых и безопасных условий труда работников и обучающихся в организации планируются и реализуются действия, процедуры, процессы, которые предусматривают:
— обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, в том числе при эксплуатации зданий, сооружений, а также оборудования и инструментов;
— финансирование мероприятий по охране труда и здоровья;
— идентификацию опасностей (выявление и установление потенциальных рисков, связанных с производственным травматизмом, профессиональными заболеваниями, аварийными ситуациями и т.д.);
— проведение специальной оценки условий труда с целью выявления вредных и опасных производственных факторов, пре- доставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам СОУТ;
— организацию и проведение обучения безопасным методам и приемам работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажей по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников;
— проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников образования;
— обеспечение сертифицированной специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
— лечебно-профилактическое обслуживание работников, организацию режима труда и отдыха;
— расследование и анализ причин несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;
— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— нормативно-правовое и информационное обеспечение по охране труда;
— координацию работ по обеспечению и управлению документацией по вопросам охраны труда;
— другие функции, предусмотренные трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
15. Осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах, мониторинга условий и охраны труда, внутреннего и внешнего аудитов по вопросам охраны труда и безопасности образовательного процесса является одним из главных элементов СУОТ, направленных на:
— проверку (обследование) состояния охраны труда в организации и соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
— выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
— выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;
— принятие мер по устранению выявленных недостатков.
16. Одним из основных свойств СУОТ является ее совершенствование и повышение эффективности функционирования, направленное на создание безопасных условий труда, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний путем выявления, оценки и снижения уровней профессиональных рисков. Совершенствование СУОТ обеспечивается своевременной реализацией мероприятий, предусматривающих:
— определение опасных и вредных производственных факторов и оценку рисков;
— анализ причин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве;
— проведение проверок (обследований) по охране труда;
— внесение предложений работников организации, уполномоченных по охране труда и комитетов (комиссий) по охране труда по улучшению условий труда на рабочих местах;
— представление предложений по внесению изменений в трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные акты, содержащие нормы трудового права, программы по охране тру- да, а также коллективные договоры (соглашения по охране труда). 17. Повышение эффективности функционирования СУОТ определяется актуальностью и результативностью мероприятий по улучшению условий и охраны труда, корректирующими действиями, а также обеспечением необходимы- ми средствами и ресурсами.
IV. Нормативно-правовое обеспечение и информационное сопровождение системы управления охраной труда
18. В целях эффективного управления охраной труда работодатель (руководитель организации) по согласованию с выборным профсоюзным органом обеспечивает формирование:
— перечня законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, необходимых для создания и функционирования СУОТ в организации с учетом типа, специфики и характера ее деятельности;
— условий для информационного сопровождения действий, процедур, процессов и обеспечения ресурсов, иных технических и организационно-методических мероприятий по внедрению и реализации СУОТ в организации.
V. Заключительные положения
19. Настоящие Рекомендации являются методическим документом, включающим основные элементы системы управления охраной труда в системе образования.
20. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, образовательным организациям предлагается использовать данные Рекомендации при разработке аналогичных доку- ментов по управлению охраной труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, разрабатывать аналогичные документы с учетом особенностей региона, а также типа, специфики и характера деятельности организации. 21. Контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профсоюзами в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и закона- ми субъектов Российской Федерации