РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию службы охраны труда в образовательных организациях
Настоящие Рекомендации о формировании службы охраны труда в образовательных организациях (далее — Рекомендации по службе охраны труда) разработаны в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (далее — Рекомендации), постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях», приказом Минобразования Российской Федерации от 11 марта 1998 г. № 662 «О службе охраны труда образовательного учреждения».
НАЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Основным звеном в системе управления охраной труда в образовательной организации (далее — организация), является служба охраны труда. От деятельности службы охраны труда (далее — служба) зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда, эффективность деятельности организации в целом.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда создает службу охраны труда.
Обязанность по созданию в организации службы охраны труда установлена статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Служба создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность (ст. 209 ТК РФ), численность работников которого превышает 50 человек или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
При отсутствии у работодателя службы, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет другой работник, на которого работодатель возлагает обязанности специалиста по охране труда.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
В целях оказания помощи руководителю в организации работы службы охраны труда постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы, предусматривающие порядок ее формирования, основные задачи и функции, а также права работников службы.
Функции службы охраны труда
В соответствии с пунктом 7 Рекомендаций на службу возлагаются следующие функции:
— учет и анализ состояния и причин производственного и детского травматизма;
— организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
— проведение совместно с представителями управленческого аппарата организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны и безопасности труда;
— разработка совместно с другими структурными подразделениями управленческого аппарата организации планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного и детского травматизма, профессиональных заболеваний, оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
— участие в составлении разделов коллективного договора организации, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда, приложений к коллектив- ному договору по вопросам охраны труда;
— оказание помощи составлении списков контингентов и поименных списков, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
— организация расследования несчастных случаев на производстве и с обучающимися;
участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая с работниками и обучающимися; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, документов по расследованию несчастных случаев на производстве и с обучающимися в соответствии с установленными сроками;
— участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
— составление отчетности по охране и условиям труда;
— разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику, с работникам сторонних организаций;
— организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
— составление перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
— оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда;
— обеспечение локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
— организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в структурных подразделениях организации;
— организация и проведение совещаний по охране труда; — ведение пропаганды по вопросам охраны труда;
— доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора организации, соглашения по охране труда, приложений к коллективному договору по вопросам охраны труда;
— рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны тру- да, подготовка предложений руководителю организации по устранению выявленных недостатков;
— вручение уполномоченным лицам организации предписаний об устранении нарушений правил и норм по охране труда.
Наряду с этим служба осуществляет контроль за:
— соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
— обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
— расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и с обучающимися;
— наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своев- ременным их пересмотром;
— проведением специальной оценки условий труда;
— эффективностью работы вентиляционных систем;
— состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
— своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
— организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
— правильным расходованием в организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
— своевременным и правильным предоставлением работникам гарантий и компенсаций;
— использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
Порядок формирования службы охраны труда (возложение обязанностей на одного из работников организации).
Согласно пункту 3 Рекомендаций служба создается в форме самостоятельного структурного подразделения управленческого аппарата организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, которая подчиняется непосредственно руководителю организации. Руководитель организации издает приказ (распоряжение) о создании службы с определением состава работников службы.
Представляется целесообразным при создании службы учитывать количество отдельных зданий в образовательном комплексе, в помещениях которых обеспечивается реализация соответствующих образовательных программ.
Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации, а работники службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе и должностными инструкциями.
Если руководитель организации принимает решение о возложении обязанностей специалиста по охране труда из числа работников организации, издается локальной акт организации (приказ, распоряжение) о возложении обязанностей специалиста по охране труда.
Квалификационные характеристики руководителей и специалистов службы охраны труда, а также работников организаций на которых возложены обязанности специалиста по охране труда или штатного специалиста по охране труда, осуществляющих работы в области охраны труда, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда». Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.
НОРМАТИВНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
Передача результатов СОТ в ГИТ является обязательным мероприятием.
Несоблюдение сроков или уклонение от предоставления необходимых документов влечет за собой наложение на работодателя штрафных санкций. Они могут быть следующими:
• Штраф на должностное лицо или руководителя от 2000 до 5000 рублей;
• Штраф для индивидуального предпринимателя также варьируется от 2000 до 5000 рублей;
• Штраф на юридическое лицо от 50000 до 80000 рублей.
При этом уплата штрафа не освобождает организацию предоставить декларацию в инспекцию по труду. Такая ответственность появилась не сразу с введение обязанности подавать декларацию, а только в 2015 году. Специальная оценка условий труда должна проводиться на всех предприятиях. Если в ходе ее проведения были выявлены рабочие места с условиями не несущими в себе опасные и вредные факторы, то есть 1 и 2 класс, то на основании отчета составляется декларация. Ее необходимо подать в ГИТ.
Для декларации соответствия условий труда установлен специальный бланк и разработаны рекомендации по его заполнению. Если декларацию будет заполнена на другом бланке или с нарушениями, то работники инспекции могут отказаться принять ее. Что будет приравнено к уклонению от предоставления необходимой документации.
Декларация должна быть предоставлена в ГИТ в течение месяца со дня подписания отчета. Подать ее можно несколькими способами: лично, почтой, электронно с подписью.
За не предоставление или опоздание при подаче декларации предусмотрено наказание в виде штрафа. Его размер зависит от того, на кого он наложен, на физическое или юридическое лицо.